пятница, 22 мая 2020 г.

Детские переживания - это не так просто

     Культура родительства в России менялась в разные исторические периоды. Когда бабушка воспитывала мою маму, её приоритетной задачей было одеть, накормить и отправить в школу. Времена тогда были тяжелые (послевоенные), жила семья в деревне, а государство брало часть обязательств по воспитанию советского человека. Сегодня общество изменило свою позицию, и одной из главных задач родителей становится внимание к внутреннему миру ребенка и его всестороннее развитие.
     Конечно, такой подход к родительству не может меня не радовать. Современные дети с раннего возраста получают разностороннее образование и возможности развития, получают родительское внимание и время. Однако все чаще встречаются случаи гипертрофированного внимания родителя к движениям души маленького человека. И я задаюсь вопросом: где та тонкая грань между вниманием к волнениям малыша и клинической психологией ?
     На мой взгляд, перегиб наступает тогда, когда родители в ответ на волнительную ситуацию начинают проводит психологический анализ. Последовательность вопросов к малышу увеличивается до бесконечности: что случилось? почему ты заплакал? а почему ударил? а что ты почувствовал, когда плакал? а когда ударил? .... Беседа может длится часами. И ведь эти вопросы задаются ребенку дошкольного возраста! Мы видим попытку психологического анализа по отношению к личности в стадии становления. (Чтобы вы поняли правильно, ребенок только с 5 лет начинает осознавать себя в половой идентификации. Понятие рефлексии на ситуации у него в норме находится в границах "нравится - не нравится", "плохо-хорошо". Без оттенков значений.) 
     Чем это чревато? Ребенок в ситуации постоянной рефлексии не получает навык проживания полученного опыта. Вместо опыта решения ситуации ребенок получает опыт анализа ситуации без предложения решения. То есть, после драки Саши и Маши, Саша решил, что с Машей опасно драться, так как она больно кусается, а Маша долго беседовала с папой об этом и решила, что драка ее травмировала. Чувствуете разницу, дорогие читатели?
      Любой опыт в нашей жизни, каким бы он ни был, делает нас лучше. Наше тело и психика работают на то, чтобы сохранить себя в целости и сохранности. Они вырабатывают ряд реакций на жизненные ситуации, позволяющие человеку жить долго и радостно. Поэтому родитель должен выслушать ребенка, поддержать, утереть слёзы и обработать царапины, но также он должен  предложить варианты выхода из ситуации (если требуется). Ни в коем случае не стоит концентрироваться на негативных эмоциях. Всегда стоит направлять своего малыша на поиск выхода. И тогда все его горести быстро уйдут в прошлое. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Уроки доброты": за и против.

     Сегодня, уважаемые читатели, хотелось бы поговорить о так называемых "Уроках доброты". Почему "так называемых?". По...