Тьютор - достаточное новое направление в образовании. Его обязанности определяются учреждением в зависимости от реализуемой в нем модели инклюзии и индивидуального сопровождения. Так кто такой тьютор?
Сама профессия пришла к нам из США. Первоначально тьюторами называли педагогов университетов, которые оказывали моральную и научную поддержку студентам, помогая им определить свой путь в профессии и самообразовании. Сейчас тьюторская служба является той неформальной педагогической службой, оказывающей ребенку помощь и поддержку в процессе получения им образования с учетом его особенностей и потребностей.
В ГБДОУ №104 Невского района создана модель тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзии и интеграции. Такие "подопечные" тьютора называются "тьюторанты" и особенности взаимодействия с каждым из них определяется потребностями ребенка и особенностями его развития. Так что же делает тьютор?
1. Он моделирует образовательную среду группы, то есть участвует в подборе игр и развивающих материалов, размещает средства альтернативной коммуникации с тьюторантом (карточки PECS, опорные схемы, мотивационные доски). Кроме того он помогает формировать толерантное отношение сверстников, необходимые компетенции педагога в работе с этим ребенком, участвует в подборе средств и методов образования и воспитания.
2. Он наблюдает за взаимодействием тьюторанта с другими ребятами, педагогами, взрослыми, проводя анализ ситуаций и подбирая средства снятия напряжения и преодоления затруднений. В этой функции тьютор обеспечивает индивидуальный подход.
3. Тьютор оказывает ситуативную поддержку ребенку. Это может быть моральная поддержка - объятие, поощрение, может быть образовательная - повторение инструкции к действию, опора на схему, может быть и бытовая - сопровождение в режиме, помощь в каких-либо действие.
4. Этот педагог является ресурсной информационной зоной для педагогов и родителей. Он знает актуальную информацию о состоянии здоровья ребенка, уровне его развития, его сегодняшних успехах и неудачах. Каждый участник образовательной деятельности может обратиться тьютору за информацией и получить её быстро и полноценно.
5. Тьютор моделирует ситуации для полноценной социализации тьюторанта в детском сообшестве.
В нашей модели инклюзии ребенок становится полноправным членом детского коллектива с правами и обязанностями. Он учится отвечать за свои поступки наравне с остальными детьми, выполнять вместе с ними поручения и вести себя согласно этикету. Главным для него и его семьи является воспитатель, также как и для других семей. Тьютор лишь помощник в преодолении сложности социализации и создании условий.
Это важно - тьютор не персональная няня или гувернантка. Это помощник в полноценной инклюзии, введении ребенка с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья в социум как равного и перспективного члена коллектива.
Комментариев нет:
Отправить комментарий